МОЖНО ЛИ СМЕШИВАТЬ ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ?



Что делать, если тормозная жидкость в бачке ниже уровня min, а долить такую же нет возможности? Можно ли смешать с тем, что есть под рукой?

Сначала нужно разобраться с основными характеристиками:

Выделяют следующие технические характеристики тормозных жидкостей:

Установившаяся температура кипения – определяет величину сопротивления тормозной жидкости тепловым нагрузкам;
Влажностная точка кипения – это температура кипения в момент, когда содержание влаги в жидкости составляет 3,5%;
Вязкость – важный параметр, позволяющий жидкости оставаться текучей при температурах от -40 до 100 градусов;
Сжимаемость – параметр, характеризующий сжимаемость жидкости при различных температурах;
Защита от коррозии – жидкость не должна оказывать коррозирующее воздействие на детали тормозной системы;
Набухание эластомеров – допустимое набухание эластомеров под воздействием тормозной жидкости не должно превышать 10%.

На упаковках с тормозной жидкостью мы встречаем обозначения – DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1.

Что означает аббревиатура DOT?

Department of Transportation – американское министерство транспорта. Это признанная во всем мире классификация тормозных жидкостей.

DOT 3 имеет гликогелевую основу, большую гигроскопичность (способность накапливать влагу). Данная жидкость имеет самую низкую установившуюся температуру кипения – 205 градусов. При увеличении количества абсорбируемой влаги до значения 3,5% температура кипения снижается до 140 градусов. Вязкость при температуре -40° составляет менее 1500 мм2/с.

DOT 4 также имеет гликогелевую основу, но в ее составе выше содержание полиэфиров борной кислоты, которые не дают молекулам воды активно взаимодействовать с гликолями и фактически нейтрализует влагу. Поэтому она менее гигроскопична, а установившаяся температура кипения и влажностная точка кипения составляют 230 и 155 градусов соответственно. Вязкость жидкости достаточно высока – менее 1800 мм2/с.

DOT 5.1. имеет похожий состав с DOT 4, но выделяется большей установившейся температурой кипения – 260 и 180 градусов. Вязкость составляет менее 900 мм2/с.

DOT 5. Соотносится с DOT 5.1. по параметрам, однако имеет силиконовую основу и гигроскопична.

Важно, чем выше установившаяся температура кипения, тем меньше риск образования паровых пробок и снижения эффективности торможения.

Как правильно смешивать:

Смешение тормозных жидкостей можно сравнить с сочетаемостью групп крови человека. Здесь нужно запомнить несколько основных правил:

Все жидкости DOT 4 (и ее разновидности – class 6, HP, ESP), независимо от производителя, смешивать можно.

Жидкость DOT 4 можно доливать в DOT 3. Но не наоборот – возникнет неисправность суппорта.

Тормозную жидкость DOT 5.1. можно добавить и в DOT 3, и в DOT 4.

DOT 5 смешивается только с DOT 5. Но эта тормозная жидкость применяется на спортивных автомобилях с высокой температурной нагрузкой.

В подавляющем большинстве современных автомобилей, оснащенных АБС, используется жидкость DOT 4.

Цветовой принцип:

Все гликогелевые жидкости прозрачны или имеют желтый цвет разных оттенков (от светлого до коричневого). DOT 5 – красная или фиолетовая. Их можно сочетать между собой согласно правилам выше.

Смешивание может решить проблему здесь и сейчас, чтобы продолжить движение. Но при первой возможности такую жидкость лучше заменить.

Помните, что тормозная жидкость – залог вашей безопасности. Неожиданная утечка – повод для проверки состояния всей тормозной системы.