Можно ли смешивать моторные масла?


Основные классификации моторных масел

SAE: по классу вязкости

Данная классификация разработана Обществом инженеров-автомобилистов, она позволяет быстро подобрать масло на летний и зимний период с учетом основных параметров двигателя, состояния автомобиля и климатических условий.

 
Например, 5W40 Первое число 5W указывает на возможность прокачивания продукта по масляным каналам в холодное время года – при температурах -30 °С. 5W — продукт предназначен для зимнего запуска при температуре -30 градусов. 40 определяет верхний температурный порог масла – +40 °С. Именно при такой температуре (выше – крайне нежелательно) масляная пленка в прогретом двигателе сохранит свою несущую способность и будет надежно разделять трущиеся поверхности.

API: по эксплуатационным качествам

Данная классификация разработана Американским институтом нефти. Разделяет масла по эксплуатационным качествам на категории:

«C» — для дизельных двигателей;
«S» — для бензиновых двигателей;
«T» — для двухтактных двигателей.

 
Многие масла применяются в нескольких типах ДВС и имеют два класса. Буквы в кодировке в таком случае разделяются чертой. Например, API SJ/CF-4. Первым ставится класс с предпочтительным применением. Например, разработанное для бензиновых моторов масло может использоваться и в дизельных ДВС.

 
Категории находятся в пределах от SA (масла для работы в самых легких режимах, содержащие небольшое количество или вовсе не содержащие присадок) до самой новейшей категории SN (масла для современных мощных, многоклапанных двигателей, часто с турбо- и супернаддувом). Аналогичным диапазоном категорий отличаются масла для дизельных двигателей, где название категории начинается с буквы С (коммерческие). Сюда входят категории от СА до CJ-4. Это масла, рассчитанные на работу в новейших дизелях и при современных эксплуатационных условиях.

ACEA: по эксплуатационным качествам

Данная классификация разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей.

 
Моторные масла можно условно поделить по назначению на 2 категории:

  1. Легковой транспорт - обозначается буквами A, B, C
  2. Грузовой транспорт – обозначаются буквой Е
Современная редакция классификации "ACEA 2010" состоит из трех классов по типу двигателей: A/B, С и E (соответственно бензиновые, легкие дизельные и тяжело нагруженные дизельные двигатели).

 
Каждый класс подразделяется на категории различного уровня эксплуатационных свойств:

  • Четыре для бензиновых и легких дизельных двигателей (А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5);
  • Четыре специально для бензиновых и легких дизельных двигателей, оборудованных каталитическими системами доочистки (С1, С2, С3, С4);
  • Четыре для тяжелонагруженных дизельных двигателей (Е4, Е6, Е7, Е9).

ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee)

Он был создан по инициативам Американской Ассоциации Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциации Производителей Автомобилей (JAMA), чтобы ужесточить требования, предъявляемые к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.

На сегодняшний день классификация ILSAC включает 7 классов: GF-1 и GF-2 (устаревшие), GF-3, GF-4, GF-5, а также новейшие GF-6A и GF-6B. Чем выше цифра, тем современнее класс. Все масла, лицензируемые по стандартам ILSAC, являются всесезонными и относятся к категории энергосберегающих. 

Для чего необходимо моторное масло в двигателе?

Главными функциями масла в двигателе являются:

  • Защита деталей двигателя от износа и коррозии;
  • Отвод тепла от деталей, таким образом, защищая мотор от перегрева;
  • Благодаря своим вязкостно-температурным свойствам обеспечивает смазку узлов в условиях различных температур окружающей среды и при высокой нагрузке;
  • Нейтрализует коррозионно-агрессивные вещества, образующиеся в процессе работы двигателя;
  • Чистит ДВС от нагара, пыли и других ненужных веществ.
Масло для двигателя нагнетается при помощи специальных масляных насосов и подается через каналы мотора к узлам, требующим смазки. Смазывая трущиеся детали, оно одновременно смывает с их поверхности нагар и частицы, образующиеся после сгорания топлива. Вследствие этого изменяется цвет масла, и оно становится черным или просто темнеет.

 
Существуют отличия между минеральным, полусинтетическим, синтетическим видами масел. Минеральное плохо отвечает на изменение температурного режима — при увеличении температурного порога присадки начинает выгорать, а при понижении состав приобретает вязкую консистенцию, что существенно снижает работоспособность механизмов.

 
Синтетическое моторное масло впервые было разработано для нужд авиационной промышленности и применялось для запуска двигателей самолетов в условиях сверхнизких температур. В отличие от минерального моторного масла - синтетическое масло, которое автолюбители часто называют «масло моторное синтетика», имеет специальную синтетическую основу, которая слабо подвержена влиянию внешних факторов, поэтому обладает гораздо более стойкими характеристиками и рядом преимуществ по сравнению с другими моторными маслами: гораздо меньше боится перепада температур, что очень важно в зимний период и фактически не меняет присущие ему свойства в процессе длительной эксплуатации.

 
Полусинтетика является промежуточным вариантом между синтетическими и минеральными. Полусинтетическое масло используют в моторах с пробегом. Такое масло более густое, чем синтетическое, поэтому эффективно заполняет зазоры на поверхностях изношенных элементов двигателей. Полусинтетическое масло также рекомендовано для моторов с большими потерями жидкости на испарение (угар), чтобы сократить его расход. 

Можно ли смешивать моторные масла разной вязкости и производителей?

Большая часть производителей утверждают, что смешивание моторных масел недопустимо. Их мотивация понятна – ведь каждый заинтересован, чтобы пользовались только его продуктом, причем длительное время. Автопроизводители также придерживаются такого мнения. Их тоже можно понять – не все автомобилисты хорошо разбираются в смазочных материалах. Они могут допустить ошибку при смешивании масел на разной основе или вязкости – например, минералку с синтетикой.


Все масла с идентичными допусками SAE, API, ACEA и ILSAC — должны быть совместимыми.

 
Каждый продукт состоит из основы и пакета присадок, которые формируют масляную основу и индивидуальные свойства конкретного моторного масла.

 
Возможная несовместимость баз от разных производителей не является проблемой — разные производители используют разные технологии и способы производства баз, которые в конечном итоге могут иметь разные физические свойства (особенно это касается синтетических моторных масел), но они взаимозаменяемы, пока рекомендации API, ACEA и ILSAC соблюдаются при производстве.

 
В экстренных случаях, — например, когда уровень масла достигает критической отметки на трассе, где нет возможности долить то же масло, которое уже было использовано, — можно долить другое масло. Постарайтесь подобрать масло, максимально близкое по допуску к вашему.

 
Сочетание смазочных материалов различной вязкости с разными комплексами присадок может снизить эффективность работы двигателя и есть высокая вероятность потерять преимущества более дорогого синтетического масла. Таким образом, добавление минерального или полусинтетического к синтетическому маслу в краткосрочной перспективе вреда двигателю не нанесет, но вам нужно будет заменить масло раньше запланированного ТО.