Когда переобуваться на зимнюю резину в 2023 году?


Мы рекомендуем переобувать свой автомобиль при среднесуточных +5…+7 градусах независимо от того, есть ли снег или нет. При такой температуре велик риск ночных заморозков, выезжать на дорогу на летних шинах опасно.

 
Определить наступление заветных среднесуточных +5…+7 очень просто — при таких температурах дают отопление. Пощупал батарею, тёплая — пора переобуваться, холодная — значит пока ещё можно ездить на летней резине. И не затягивайте с покупкой нового комплекта до первых холодов. Как правило, самые ходовые типоразмеры и популярные модели оказываются к этому времени в дефиците. 

Почему необходимо менять летние шины на зимние?

Погода переходного периода зачастую переменчива: похолодания сменяются потеплениями, осадки ― солнечными днями. Ориентироваться на первый снег или первые заморозки не совсем корректно. Главным критерием является среднесуточная температура. Даже если межсезонье сухое, то при температуре ниже +5 летняя резина «дубеет», теряет эластичные свойства и не обеспечивает необходимого сцепления с дорогой, да и попросту портится и быстрее изнашивается. Зимняя резина производится из более мягкого материала. Производители стараются обеспечить лучшее соотношение между эластичностью, мягкостью шин при низких температурах с их устойчивостью к деформации и износу. Для этого в состав шин вводятся десятки современных добавок. 

Шипованные или фрикционные шины?

Зимняя резина бывает только с маркировкой "M+S" (mud/snow — грязь/снег) и символами в виде снежинки в горной вершине с тремя пиками.

 
Наилучшие сцепные свойства обеспечивают шипованные шины. Шипованные протекторы отлично себя проявляют на обледенелых трассах и трассах с укатанным снегом, как в городах, так и на загородных дорогах. Такие шины используются в северных, регионах, с суровыми зимами. Шипы в этом случае работают как средство повышения сцепления. Шипованные колеса лучше тормозят и держат трассу. Шипованные шины различаются по качеству крепления. Многие автомобилисты сталкиваются с выпадением шипов. Хорошие производители обеспечивают надежное крепление шипов в пазах.

 
У фрикционных шин сцепление с поверхностью обеспечивается не шипами, а сложной системой прорезей, бороздок и канавок в протекторе, а также особым составом резиновой смеси, из которой изготовлена покрышка. В зимней шине самые мелкие прорези называются ламели. Чем плотнее сеть ламелей, тем лучше шина сцепляется с заснеженной, обледенелой и сухой поверхностью, по принципу лап геккона. Более крупные каналы, разделяющие блоки проекторов, формируют кромки зацепа, которые позволяют лучше выгребать из шуги и снега. А сами каналы служат для рассечения водяной пленки и быстрого отвода воды из пятна контакта (препятствование аквапланированию). Отдельно стоит отметить акустический комфорт, в сравнении с шипованными шинами. Необходимо понимать, что фрикционные шины — это компромисс для тех регионов, где шипы запрещены и вовсе не означает, что хорошие фрикционные шины не работают совсем, но они всегда уступают шипованным. Пусть порой и на какие-то сантиметры тормозного пути, но на зимней дороге цена жизни измеряется в долях секунды и сантиметрах.

 
Стоит не много сказать про всесезонные шины. Безусловным плюсом всесезонных шин является отсутствие необходимости сезонной замены покрышек: многие автовладельцы полагают, что убили двух зайцев сразу, используя всесезонные шины. Но не все так просто. Какой бы уникальной технологией ни обладали всесезонные шины, они будут подводить на наиболее опасные участках дороги. Всесезонные шины можно эксплуатировать при температуре от -10 °C до +10 °C. Однако, при резкой смене влажности такие шины не позволяют обеспечить надежное сцепление с дорогой.  

Виды протекторов


Все протекторы делятся на классы из пересекающихся параметров: направленность/ненаправленность и симметрия/асимметрия.

  • Симметричный направленный рисунок протектора – самый распространенный тип протектора. Обладает заданным направлением вращения колеса. Имеет V-образное строение, которое в сочетании с глубокими кромками увеличивает площадь пятна контакта, считается самым эффективным, поскольку продуманное расположение канавок, прорезей и углублений позволяет максимально производительно отводить от пятна контакта ледяную крошку, снег, грязь, воду.
  • Симметричный ненаправленный рисунок – второй по популярности тип протектора. Такие шины наиболее демократичны по цене. Идеальный вариант для шин, которые изготавливают для коммерческого транспорта, внедорожников и кроссоверов. Оптимальное решение для езды по асфальтированным трассам и бездорожью. Вполне хороши для спокойной езды в разных условиях.
  • Асимметричный направленный рисунок – это довольно редкий тип протектора, поскольку требует существенных затрат на производство, а весомых достоинств кроме хорошего поведения в снегу и на воде не имеет.
  • Асимметричный ненаправленный рисунок – самый производительный, дорогой тип шин, используемый на скоростных, мощных авто, в том числе – на спорткарах. Такие шины чрезвычайно прочны, устойчивы к деформациям, обладают мгновенной реакцией на руль и как следствие, имеют очень высокие индексы скорости. Шины с асимметричным протектором монтируют методом совмещения лицевых сторон. 

Влияет ли стоимость шин на их свойства?

Не дорогая зимняя шипованная резина работает, просто хуже дорогой. У этого правила, кстати, бывают исключения. Поэтому выбирать надо не только кошельком, но и головой. Рекомендуем перед покупкой почитать отзывы и статьи с тестами шин. Необходимо понимать, что шина — это высокотехнологичное изделие. Количество, форма и размер ламелей, состав резины, технология посадки шипов и их форма сильно отличаются это отражено в стоимости покрышки. Что, в свою очередь, влияет и на тормозной путь, и на водоотведение, и на износостойкость. 

Нужно ли балансировать собранный комплект колёс после хранения?

Многие автовладельцы считают, что балансировка производится один раз и навсегда, так как в дальнейшем идёт равномерный износ и резина не меняет своё положение относительно диска (так как не снимается и не ставится обратно). Однако, даже если ездить на одном комплекте всегда, то со временем в любом автомобиле сбивается балансировка. По регламенту рекомендуется балансировать колеса после пробега от 10 тыс. до 15 тыс. км.

 
Если вы сами заменяете колеса два раза в год (при соблюдении условий правильного хранения), то для вас применима следующая рекомендация: Поставьте колеса и поездите пару дней. Шина за это время избавится от деформаций, возникших при хранении. Если на любых скоростях, с которыми вы ездите, не возникает никаких вибраций, то балансировку можно не проводить
Балансировку при смене колес на дисках нужно делать каждый раз. Это помогает избавиться от проблем в эксплуатации авто и продлить срок службы самих покрышек и элементов подвески.