Маркировка моторных масел: какие они бывают и их значение

В прошлой статье “Для чего нужно моторное масло в автомобиле и какие задачи оно выполняет?” мы выяснили, насколько важную роль играет масло для двигателя автомобиля. Но для большинства автомобилистов самым сложным является не понимание необходимости осуществлять замену масла на регулярной основе, а сам подбор подходящего для конкретного автомобиля продукта. Ведь, как и еда, не всякое моторное масло одинаково всем полезно. Сегодня на примере масла Eurorepar Best 5W-40 расскажем, что стоит за обозначениями на этикетках масел, ведь именно на них и нужно ориентироваться при выборе.

Итак, масло – это технологическая жидкость в автомобиле и для ее производства нужно соблюсти ряд условий для обеспечения качества этой жидкости.

Вязкостно-температурные свойства масла

Представим, что перед нами литровая канистра масла Eurorepar Best 5W-40. Давайте расшифруем, что обозначают указанные на этикетке параметры.


Первый параметр, с которого мы начинаем выбор масла — это вязкость. Она классифицируется по стандарту SAE J300. Например, 5W-40. Это стандарт вязкости, который определяет, насколько масло текучее при высоких и низких температурах. Автопроизводитель при составлении списка рекомендованных к использованию моторных масел учитывает особенности климата, в котором будет эксплуатироваться автомобиль. Автомобилисту нужно запустить его от температуры окружающей среды, после чего двигатель прогревается и выходит на свою рабочую температуру от 90 до 110, иногда 120 °C. Изначально необходимо, чтобы масло обеспечивало защиту двигателя и при запуске, и при работе под нагрузкой при высоких температурах. Поэтому мы видим 2 цифры: 1-я с буквой W, которая обозначает «winter» (в переводе с англ. «зима»). Здесь речь как раз идет о пусковых характеристиках масла. Чем ниже эта цифра, тем при более низкой температуре масло прокачивается по системе без дополнительных проблем и усилий. Минимально возможная цифра здесь – это 0. Она гарантирует, что при температуре – 35°C коленчатый вал двигателя провернется без дополнительного стресса для него и масляный насос при температурах до -40°C прокачает масло по системе. В России наиболее популярными являются масла с индексом вязкости 5W. Вторая цифра в 5W-40–40 – характеризует высокотемпературную вязкость. Толщина масляной пленки в двигателе кодируется этим числом. Чем оно выше, тем толще масло при рабочей температуре двигателя. С одной стороны, чем толще масляная пленка, тем дальше друг от друга детали, то есть износа не будет. С другой стороны, есть некий предел, ведь главное - разделить детали между собой, чтобы эта пленка масла была. Какая у нее должна быть толщина – вопрос вторичный. Чем больше толщина масляной пленки, тем больше теряется КПД двигателя на преодоление внутреннего трения жидкости. Если автопроизводитель допускает использование обоих масел - и 5W-30, и 5W-40, то для топливной экономичности лучше первое. Если масло 5W-30 одинаковое по качеству с 5W40, за счет того, что оно оказывает меньшее сопротивление деталям двигателя, двигатель на то же самое перемещение потратит меньше топлива и сэкономит владельцу некий бюджет, что окупит разницу в стоимости между этими маслами. Кроме того, т. к. двигатель сожжет меньше топлива, негативное влияние продуктов топлива будет также меньше.

Спецификация масел по ACEA

ACEA – европейская организация, которая объединила в себе 16 различных автопроизводителей (изначально только из Европы, затем участниками стали автопроизводители со всего мира). Они разработали единые стандарты. Эти стандарты регламентируют качество и, прежде всего, эксплуатационные характеристики масла, подходящие для применения в автомобиле. Если мы говорим про упомянутую выше классификацию A/B, «А»– это бензиновый допуск, «B» – дизельный, то есть данное масло является универсальным. Есть также категория «С» – это новая категория, которая была адаптирована под новые катализаторы, чувствительные к составу масла (для нее необходимо было ограничить содержание некоторых химических элементов). Таким образом, дольше работает не только двигатель, но и катализатор (замена катализатора – это очень дорогое удовольствие). «A/B» предназначены для двигателей до Euro-4 и, в некоторых случаях, Euro-5, а Euro-5 и Euro-6 (как правило, на автомобилях в Европе) требуют масло категории «С».


Масло категории «С» более высокотехнологично, чем «A/B». К классу «С» относятся масла категории low SAPS (с англ. “низкое содержание сульфатной золы, фосфора и серы”). Высокое содержание этих компонентов наносит непоправимый вред автомобилям, оборудованным сажевым фильтром. Кстати, в Европе в рамках борьбы за экологичность выхлопов сажевый фильтр уже ставят и на бензиновые автомобили. Если в автомобиле нет сажевого фильтра, масло категории «С» может и не понадобиться.


В основе этих спецификаций лежат одни и те же тесты. Ключевое различие между этими маслами - в параметре зольности, а золы, по сути, это – яды для катализатора. Чем их больше в масле, тем раньше катализатор придется менять или чистить и тратить на это дополнительные средства. Двигатель же оба этих масла защищают более или менее одинаково.
Важно! Внутри категорий A3/B4 и A5/B5 – масла не взаимозаменяемые, они просто разные (5 не лучше, чем 4, и 4 не лучше 5). Они отличаются из-за того, что разные автопроизводители предъявили разные требования к маслу и не смогли договориться о едином стандарте.

Спецификация масел по API

Следующие знаки на канистре – API SN/CF. API – Американский институт нефти, по сути, это аналог европейской АСЕА. В основе инженерной команды API были GM, Ford и Chrysler. Они договорились между собой о едином стандарте. Для бензиновых двигателей это стандарт с буквой «S» («spark ignition» – в переводе с англ. «зажигание от искры») и дизельном стандарте «С» («compression ignition» – в переводе с англ. «зажигание от сжатия»). То есть «S» – бензиновый допуск, «C» – дизельный допуск. Чем дальше по алфавиту следующая буква стандарта, тем более высокий уровень эксплуатационных свойств, тем лучше масло. SN – это хорошее масло. На сегодняшний день наивысшим стандартом является API SP, после него – SN. Чем дальше буква в алфавите, тем более высокий уровень. Последующие буквы можно применять в двигателе, где требуется предыдущая буква. SP можно применять вместо SN, а SN можно применять вместо SL.

Спецификация масел PSA

PSA B71 2296 – именной допуск от PSA. Некоторые производители вносят дополнительные требования к маслу. С другими производителями были созданы общие требования к маслу – ACEA, а потом в PSA решили произвести дополнительные испытания и сделать дополнительную спецификацию, более жесткую. Отсюда получается стандарт PSA, который кодирует в себе и вязкость, и определенный уровень эксплуатационных свойств, нормируя их более жестко, чем это делают стандарты ACEA. Есть производители, которые этого не делают. Например, корейцы, китайцы и японцы предпочитают пользоваться общими стандартами, потому что это обеспечивает автовладельцу более широкий выбор масла, которое он может использовать в своем автомобиле.


Но на некоторых маслах для азиатских брендов все же есть обозначения LSAC GF-5 и ILSAC GF-6 – это азиатские стандарты (в Японии более жесткие нормативы по выбросам, поэтому дополнительно к требованиям API, они еще сильнее ужесточили требования по топливной экономичности и к тому, насколько сильно масло должно помогать экономить топливо по сравнению с неким эталоном).


Отвечая, на частый вопрос «если мы не видим на упаковке масла Eurorepar обозначений ILSAC GF-5 или Toyota – можем ли мы заливать его в эти автомобили?», скажем: как правило, автопроизводитель указывает несколько стандартов (см. сервисную книжку автомобиля). Если среди них прописан стандарт API или ACEA, заливать это масло в автомобиль можно.


Meet the requirement – «соответствие требованиям» - говорит о том, что масло прошло необходимые тестовые испытания производителя масел, как в лаборатории, так и в двигателях, чтобы отвечать тем техническим требованиям, которые предъявил тот или иной автопроизводитель. Следующим шагом является лицензирование – лицензированное масло можно использовать в гарантийный период. Такое лицензирование нужно проходить раз в год или 2 года. Это - дополнительный барьер, который создает производитель, чтобы ограничить количество достойных поставщиков с маслом высокого уровня, которое можно применять в гарантийный период. Применяя масло с одобрением применения в гарантийный период, автовладелец может рассчитывать на сохранение гарантии по всем формальным признакам.

Заключение

В текущей геополитической ситуации российские масла локального производства испытывают сложности с получением омологаций европейских автопроизводителей, в связи с этим, автопроизводители допускают использование моторных масел, обладающих только соответствиями.


Надеемся, что в этой статье вы нашли ответы на свои вопросы и подбор масла для вашего автомобиля будет происходить теперь намного проще и быстрее. В нашей следующей статье мы расскажем о том, какой интервал замены масла подходит Вашему автомобилю и как его вычислить.

Читайте также

Пост про выхлопную систему и её проверку

"Перед началом нового сезона мы рекомендуем провести диагностику выхлопной системы. Зимой она больше всего страдает от реагентов и контактов с сугробами и ямами, поэтому ей необходимо особое внимание.

Отзывы о масле Eurorepar 5W-30 с маркетплейсов
Собрали несколько отзывов о масле C2 5W-30 с популярного маркетплейса. Листайте карусель и посмотрите, что пишут покупатели о нашей продукции.