В предыдущей статье “Учимся читать обозначения на этикетках моторных масел” мы с вами разобрались, как читать обозначения на этикетках моторных масел.
Сегодня обсудим не менее важный вопрос - оптимальную частоту замены масла для Вашего автомобиля. На этот счет существует 3 разных мнения.
Замена масла в автомобиле - это одна из самых важных задач по обслуживанию автомобиля, которую необходимо выполнять регулярно. Но как часто это нужно делать? В этом вопросе многое зависит от типа масла, модели автомобиля, условий эксплуатации и личных предпочтений владельца. Давайте разберемся в деталях.

Почему необходима замена масла?

Моторное масло играет ключевую роль в функционировании двигателя, обеспечивая смазку, охлаждение, защиту от коррозии и устранение загрязнений. Однако со временем масло теряет свои свойства из-за физического и химического износа. Если масло не заменить вовремя, это может привести к ускоренному износу двигателя или даже его поломке.

Как часто менять масло?

Для автомобилей Европы автопроизводители рекомендуют производить замену масла каждые 20–30 тысяч километров пробега. В России этот срок сокращается до 15 тысяч километров (или одного раза в год). Есть также обывательская привычка, согласно которой масло надо менять каждые 10 тысяч километров пробега. И наконец, есть автосервисы, которые заявляют, что, если вы хотите продлить срок службы двигателя, желательно менять масло раз в 7 тысяч километров. Где же правда?
Если вспомнить, что масло вбирает в себя загрязнения и все продукты сгорания топлива, то самым логичным выглядит ответ «чем чаще, тем лучше». С другой стороны, такой вариант нельзя назвать самым бюджетным, поэтому наилучшим решением будет выбрать оптимальный интервал замен, то есть некоторый баланс между ресурсом масла и стоимостью километра пробега. Как найти этот баланс?
Начнем с европейской нормы по замене масла в 30 тысяч километров. Дело в том, что в Европе городская разрешенная скорость в большинстве городов – 50 км/ч, и правила «+20» там не существует, поэтому, если мы поделим 30 тысяч километров на скорость 50 км/ч, мы получим 600 часов работы двигателя при такой средней скорости. Это некий потолок для разумной эксплуатации масла. Но дело в том, что не всегда средняя скорость равна 50 км/ч. В России это 60 км/ч, но есть и не штрафуемые +20. По факту же средняя скорость, если брать Москву и Санкт-Петербург - 20–25 км/ч. Если мы поделим 30 000 км на такую среднюю скорость, то получим все 1800 часов. По сути, масло при таком же регламенте переработает в 3 раза и, естественно, в таких условиях его ресурс закончится раньше. Поэтому мы рекомендуем ориентироваться на вышеупомянутые моточасы. Каждый автовладелец может вычислить для себя оптимальный интервал замены масла в моточасах, узнав свою среднюю скорость либо по бортовому компьютеру, либо по картам, и поделив регламентный интервал в километрах на нее.

В России для большинства автомобилей установлен регламент в 15 тысяч километров. При скорости 60 км/ч, разрешенной в городе, срок эксплуатации равен 250 часам. И это примерно отвечает правилу деления на 2 интервала замены при переходе от регламентов ЕС к регламентам России. И действительно, если машина преимущественно эксплуатируется на трассе и средняя скорость высокая, то 15 тысяч километров пробега – вполне подходящий регламент для замены масла. Лабораторные испытания это подтверждают. Есть и противоположный пример, где средняя скорость была меньше, масло отработало те же 250 часов, но уже за 5 тысяч километров. Топлива через него также прошло сопоставимое количество. Почему так произошло? Дело в том, что продолжительное время машина работала на холостых оборотах. То есть: двигатель работает, топливо сгорает, его продукты сгорания попадают в масло, и нейтрализующий ресурс масла расходуется для защиты коррозии деталей в двигателе. Пробег в этот момент не увеличивается, машина стоит на месте. То есть ту же самую наработку в часах машина прошла по одометру за меньшее расстояние. Отсюда у автовладельцев и возникает представление, что какие-то масла нужно менять чаще, а какие-то – реже. На самом деле, если масло одобрено или соответствует требованиям производителя, оно рассчитано на весь интервал замены.
При этом стоит обратить внимание на так называемые тяжелые условия эксплуатации. Среди них вы найдете: частую работу на холостых оборотах; перевозку тяжелых грузов; багажник на крыше; использование прицепа; езду в гору; длительную эксплуатацию при очень высоких или очень низких температурах. Все это также влияет на срок службы масла.
Если же условия эксплуатации благоприятные, то регламент замены можно продлевать вплоть до 600 часов для масел, которые рассчитаны на 30 тысяч километров (так называемые long left, в переводе с англ. «долгий остаток»). Что такое благоприятные условия? Это условия, когда вы заправляетесь только проверенных АЗС, где вы точно уверены в 5-м классе топлива.; когда вы не возите прицепы, особенно с превышением допустимой массы; когда вы не ездите по горкам; когда у вас нет коротких поездок (путешествия на короткие расстояния – меньше 5 км – также считаются негативным фактором). Все эти неблагоприятные условия автопроизводители обычно указывают в руководствах по эксплуатации или на сайтах своих марок.
Часто в упомянутых руководствах по эксплуатации указывают не только регламент в 15 тысяч километров, но и фразу «или год, в зависимости от того, что наступит раньше». Значит ли это, что, если ездишь меньше, то можно не менять масло не год, а чуть дольше? Важно понимать, что процесс окисления в двигателе не останавливается даже при выключенном двигателе. В масле, однажды проконтактировавшем с воздухом и продуктами сгорания топлива, запускается цепная реакция и она носит лавинообразный характер. Даже если машина будет стоять, окисление масла, то есть его старение, все равно будет происходить. При более низких температурах этот процесс замедлится, при высоких – ускорится.

Заключение

Подытожим: 250 часов – самый надежный интервал для замены масла. Если условия эксплуатации автомобиля благоприятные, то вы можете использовать масло до 400–500 часов. Но далеко не каждое масло способно выдержать эту нагрузку. Поэтому особенно важно применять масло, соответствующее требованиям определенного автопроизводителя.

Читайте также

Щетки стеклоочистителя

Весной приходит не только тепло, но также слякоть и грязь — к большому сожалению. Их брызгами на лобовом стекле придётся «любоваться» ближайшее время и сейчас лучший момент, чтобы обновить щётки стеклоочистителя, ведь весь март им предстоит срезать с лобового стекла килограммы грязи.

Как отличить поддельные запасные части?
Поддельные запасные части – головная боль автовладельца.
В наше время покупка запасной части, даже в крупном, известном магазине, увы, не является 100%-ной защитой от покупки подделки. Как обезопасить себя? Давайте разбираться!