Нужно ли прогревать автомобиль зимой?

С наступлением холодного времени года многие из нас сталкиваются с извечным вопросом: нужно ли прогревать двигатели автомобилей перед тем, как отправиться в путь? Эта тема всегда вызывает многочисленные споры и различные мнения.

А что на это говорят сами автопроизводители? Например, заглянем в «Руководство по эксплуатации» одного из самых популярных седанов на рынке России: «В условиях очень холодной погоды (при температуре ниже -18°С), или если автомобилем не пользовались несколько дней, дайте двигателю прогреться, не нажимая педаль акселератора».
Конкретики мало, поэтому давайте углубимся в научные факты и советы экспертов, чтобы определить, действительно ли необходим прогрев двигателя вашего автомобиля в зимний сезон.
Понятие о прогреве двигателя автомобиля зимой зародилось еще в эпоху карбюраторных двигателей. Когда эти автомобили были распространены, им требовалось достаточно длительное время работы двигателя на холостом ходу для достижения оптимальной работы и тяги. Их система впрыска не имела датчиков. Во время прогрева количество топлива, смешиваемого с кислородом, не контролировалось, двигатель работал нестабильно. Отсюда появилось устойчивое мнение, что прогрев — необходимая процедура. Однако с развитием автомобильных технологий современные двигатели стали гораздо более эффективными, что ставит старую практику под сомнение.

Влияние низких температур:

Холодная погода оказывает негативное влияние на работу узлов вашего автомобиля. Бензин медленнее испаряется и плохо воспламеняется, а вязкость дизельного топлива увеличивается. Особенно критично то, что низкие температуры приводят к загустению моторного масла, что затрудняет его эффективное прохождение через масляные каналы в двигателе. Это негативно воздействует на смазывание трущихся пар, создавая дополнительную нагрузку на компоненты двигателя во время запуска, тем самым увеличивая сопротивление вращению коленчатого вала. При этом, аккумулятору требуется расходовать больше энергии на запуск двигателя. Все это в совокупности приводит к тому, что холодный запуск авто негативно сказывается и на ресурсе стартера.

 
Также необходимо помнить, что при отрицательной температуре все комплектующие теряют объем, и между деталями незначительно увеличивается зазор. Поэтому холодный запуск автомобиля способствует снижению компрессии, так как больше топлива уходит в картер между поршневыми кольцами и стенками цилиндров. Повышенный расход топлива не так страшен, как его последствия, потому что чем больше бензина или дизельного топлива попадает в моторное масло, тем быстрее смазочный материал теряет свойства. 

Эксперты оценивают:

Ведущие автомобильные эксперты, в том числе Американская автомобильная ассоциация (ААА), выступают против практики прогрева двигателей автомобилей зимой. Они заявляют, что работа вашего автомобиля на холостом ходу в течение длительного периода практически не приносит никакой пользы и может даже нанести вред двигателю в долгосрочной перспективе. Чрезмерно длительная работа на холостом ходу приводит к накоплению нагара на свечах зажигания и выхлопных системах.


Чем еще плох длительный прогрев мотора на холостых в мороз — он увеличивает расход топлива. Как показывают замеры, за 10 минут машина сожжет до полулитра бензина. Для одного прогрева это возможно немного, но ведь за день приходится садиться за руль чаще одного раза.

 
Против прогрева выступают и экологи: во время холостого хода выделяется значительно больше выхлопных газов, чем под нагрузкой. В России действуют штрафы за стоянку с рабочим двигателем в жилой зоне. Штрафуют редко, и в основном по жалобам соседей. 

Эффективность современного двигателя:

Современные двигатели с электронным впрыском топлива рассчитаны на оптимальную работу даже при низких температурах. Системы управления двигателем автоматически регулируют состав топливовоздушной смеси, чтобы обеспечить эффективное сгорание и улучшить общие характеристики с момента запуска автомобиля. Электроника четко контролирует подачу горючего под нагрузкой и корректирует состав смеси. Следовательно, длительный прогрев двигателя стал ненужным.

Советы по зимнему вождению:

  1. Если вы живете в очень холодных регионах, подумайте о приобретении предпускового подогревателя двигателя - устройство, позволяющее прогреть двигатель, не запуская его. Предпусковой подогреватель плавно прогревает охлаждающую жидкость и с помощью встроенного насоса прокачивает ее через всю систему, нагревая тем самым не только двигатель, но и радиатор печки. Подогреватель двигателя сделает пуск двигателя легким, как летом, тем самым облегчая запуск двигателя и уменьшая износ внутренних компонентов.
  2. После запуска автомобиля дайте двигателю поработать несколько минут, чтобы обеспечить правильную циркуляцию масла. При начале движения с места парковки, избегайте резкого ускорения, ударных нагрузок на двигатель, держите невысокую скорость, без крутых поворотов и рывков, пока двигатель не достигнет нормальной рабочей температуры.
  3. Очистите снег и лед. Прежде чем отправиться в путь, убедитесь, что на вашем автомобиле нет снега и льда. Очистка окон, зеркал и фонарей улучшает видимость и снижает риск несчастных случаев.
  4. Перейдите на зимнее масло. Чем меньше динамическая и кинематическая вязкость при низких температурах, тем легче будет смазочной системе прокачивать масло в мороз, а стартеру — проворачивать двигатель при холодном запуске. Перед покупкой зимнего моторного масла всегда стоит свериться с сервисной книгой, где будет написано, какие классы смазочных материалов производитель рекомендует при разных температурных диапазонах.
  5. Для предотвращения негативных последствий холодного пуска необходимо следить за состоянием АКБ, стартера, свечами зажигания и всеми элементами автомобиля, которые влияют на быстроту пуска ДВС.  


Заключение:

В заключение отметим, что практика длительного прогрева автомобиля зимой устарела с развитием современных технологий. Эксперты советуют не использовать длительную работу двигателя на холостом ходу, поскольку самый эффективный прогрев двигателя происходит во время движения автомобиля.

 
Значит ли это, что при любой температуре можно заводить мотор и ехать? - Нет.

 
При отрицательных температурах прогрев нужен. Но он не должен быть долгим. Достаточно 2-5 мин. И этого времени вполне хватит на первичный прогрев мотора и коробки. Рекомендуем также заранее включить обогрев сидений и остальные обогревы при их наличии. А вот включение «горячего» режима печки можно делать если у вас установлен электрический подогреватель воздуха в климатической системе. А если такового нет, и вы сразу ставите на максимум, то это увеличивает время прогрева, так как радиатор печки начинает отбирать у мотора первое тепло. Переводите регулятор температуры на максимум чуть позже – когда мотор уже наберёт тепловую инерцию.

 
Итак, резюмируем алгоритм действий при прогреве автомобиля зимой: 

  1. Запустите двигатель и дайте поработать 2 мин. За это время можно смахнуть снег. На сильном морозе прогревайте 5 мин.
  2. Начинайте движение плавно, на небольших оборотах.
  3. До прогрева двигателя до рабочих температур двигайтесь на небольшой скорости, без крутых поворотов и рывков.
  4. При достижении рабочей температуры двигателя двигайтесь в любом комфортном для вас стиле езды.

Во время движения мотор и жидкости прогреваются быстрее, снижается расход топлива и сокращаются выбросы вредных веществ. Поэтому короткий прогрев — оптимальный вариант для экологии, экономии топлива и сохранения ресурса двигателя.

Читайте также

Чек-лист, что проверить в автомобиле перед поездкой в морозы

В зимнее время крайне важно уделять внимание состоянию автомобиля, особенно перед дальними поездками. Собрали для вас пять пунктов, что необходимо проверять в холода.

Eurorepar Car Service поздравляет вас с Новым годом!

Желаем вам лишь одного — пусть автомобиль не подводит вас, особенно в праздники. С наступающим!