Система ABS: функции, история и обслуживание

Антиблокировочная система тормозов (АБС, ABS, Antilock Brake System) предназначена для предотвращения блокировки колес при торможении и сохранения управляемости автомобиля. Антиблокировочная система повышает эффективность торможения, уменьшает длину тормозного пути на сухом и мокром покрытии, обеспечивает лучшую маневренность на скользкой дороге, управляемость при экстренном торможении. В актив системы можно записать меньший и равномерный износ шин.

Система ABS пришла на замену стандартной системе торможения автомобиля и уже спасла не одну жизнь. Стандартная система торможения не может полностью гарантировать отсутствие такого явления, как занос, поэтому от водителя требуется большой опыт и отличные навыки, чтобы избежать этого явления на скользкой дороге и обеспечить безопасность себе и своим пассажирам. После того, как была разработана и установлена на автомобили система ABS, аварий на дорогах по причине заносов стало значительно меньше, и это неоспоримый факт.

Вместе с тем система АБС не лишена недостатка. На рыхлой поверхности (песок, гравий, снег) применение антиблокировочной системы увеличивает тормозной путь. На таком покрытии наименьший тормозной путь обеспечивается как раз при заблокированных колесах. При этом, перед каждым колесом формируется клин из грунта, который и приводит к сокращению тормозного пути. В современных конструкциях ABS этот недостаток почти устранен — система автоматически определяет характер поверхности и для каждой реализует свой алгоритм торможения. 

Антиблокировочная тормозная система, важнейший компонент современных автомобилей, меняющий принцип работы тормозных систем, сегодня стала стандартной функцией большинства автомобилей. В этой статье мы рассмотрим функционирование, преимущества и обслуживание систем ABS, проливая свет на ее важность в современных автомобильных технологиях. 

Из истории

Идея создания ABS считается достаточно старой. Она появилась еще в начале прошлого столетия. В те времена разработчики пытались изобрести антиблокировочное устройство для самолетов. Дело в том, что при посадке, если вдруг на пути оказывались препятствия, пилоты вынуждены были резко тормозить. Учитывая то, что скорость самолета при посадке является сравнительно большой, блокировка колес приводила к потере управляемости над летательным аппаратом.

Спустя всего несколько лет подобного рода проблема коснулась и автомобилей. Еще в 1920 году конструктор автомобилей и самолетов Gabriel Voisin во Франции разработал гидравлическую систему управления, на которую получил патент. Спустя тридцать лет после этого британская компания Dunlop начала серийное производство противозаносных систем для транспортных самолетов. Как оказалось в итоге, разработка фирмы Bosch была слишком сложной и медленной в работе, из-за чего от ее использования производители самолетов и автомобилей вынуждены были отказаться.

На автомобиле система ABS впервые была установлена в 1966 году. Устройством был оборудован автомобиль Jensen FF в Великобритании. Данную систему ABS изготовила компания Dunlop, однако серийного масштаба она не приобрела. В 1964 году системы ABS разрабатывала фирма Teldix, являющаяся «дочкой» Bosch. Начиная с 1978 года, система ABS начала использоваться на автомобилях Mercedes S-класса, а еще спустя короткий промежуток времени она вошла в производство BMW 7-й серии. Таким образом, серийные автомобили начали комплектоваться системой ABS только через 14 лет после ее изобретения и совершенствования.

За прошедший период система претерпела значительные изменения. На основе системы АБС построена система распределения тормозных усилий. С 1985 года система интегрирована с антипробуксовочной системой. С 2004 года все автомобили, выпускающиеся в Европе, оснащаются антиблокировочной системой тормозов.

Ведущим производителем антиблокировочной системы является фирма Bosch. С 2010 года компания производит систему ABS 9 поколения, которую отличает наименьший вес и габаритные размеры.  

Понимание АБС

Не стоит опасаться, если при экстренном торможении водитель ощущает вибрации и толчки в педаль тормоза, это включилась в работу система ABS. Основная цель системы ABS — поддерживать тягу, управляемость и устойчивость во время экстренного торможения. Когда водитель сильно нажимает на тормоза, особенно на скользкой или влажной дороге, традиционные тормозные системы могут вызвать блокировку колес, что приведет к заносу и потере управления. Система ABS предотвращает это, быстро регулируя тормозное давление на каждое колесо, гарантируя, что они продолжают вращаться и сохраняют сцепление с поверхностью дороги. Наиболее эффективной является антиблокировочная система тормозов с индивидуальным регулированием скольжения колеса, т.н. четырехканальная система. Индивидуальное регулирование позволяет получить оптимальный тормозной момент на каждом колесе в соответствии с дорожными условиями и, как следствие, минимальный тормозной путь.


Как работает АБС

Для эффективной работы АБС используется сеть датчиков, блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, датчики фиксируют текущее значение частоты вращения каждого колеса и преобразуют его в электрический сигнал. На основании сигналов датчиков блок управления выявляет ситуацию блокирования колеса. В соответствии с установленным программным обеспечением блок формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства — электромагнитные клапаны и электродвигатель насоса обратной подачи гидравлического блока системы.

Работа антиблокировочной системы тормозов носит цикличный характер. Цикл работы системы включает три фазы:

  • удержание давления;
  • сброс давления;
  • увеличение давления.
Этот процесс происходит в течение миллисекунд и повторяется непрерывно, пока нажаты тормоза. Цикл работы антиблокировочной системы тормозов повторяется до завершения торможения или прекращения блокирования. Система ABS не отключается. 

Преимущества АБС

Система ABS предлагает множество преимуществ, значительно повышающих безопасность автомобиля:
  1. Сокращение тормозного пути. Предотвращая блокировку колес, ABS помогает сократить тормозной путь, особенно на скользких поверхностях, способствуя предотвращению аварий.
  2. Постоянный контроль рулевого управления. В процессе экстренного торможения машина, оборудованная ABS системой, сохранит управляемость, но руль будет медленнее откликаться на повороты, что позволяет водителям сохранять контроль над рулевым управлением и объезжать препятствия. Машина без системы ABS не сможет маневрировать, потому что колеса будут заблокированы, и автомобиль будет двигаться исключительно прямо.
  3. Повышенная устойчивость. Система повышает устойчивость и сцепление с дорогой, особенно в неблагоприятных дорожных условиях, таких как лед, снег или мокрая поверхность. 


Обслуживание и уход

Для обеспечения эффективности системы ABS необходимы регулярное техническое обслуживание и уход:
  1. Плановый контроль. Периодические проверки помогут выявить любые потенциальные проблемы с датчиками ABS, блоком управления или гидравлическими компонентами.
  2. Контроль тормозной жидкости. Регулярные проверки и своевременная замена тормозной жидкости имеют решающее значение для правильного функционирования системы ABS, поскольку ее работа зависит от гидравлического давления.
  3. Обслуживание датчиков и проводки. Следите за тем, чтобы датчики и проводка ABS не содержали загрязнений и повреждений, чтобы обеспечить точные показания скорости вращения колес. 

АБС Эволюция

С течением времени технология ABS развивалась и включала в себя дополнительные функции. 1986 году компания Bosch представила новую противопробуксовочную систему ASR, созданную на основе гидравлического привода ABS. Новая система способна была предотвратить проскальзывание ведущих колес, если автомобиль движется по гладкой поверхности. Благодаря системе ASR, транспортное средство без пробуксовки начинает движение, а на поворотах данная система существенно увеличивает стабильность, благодаря автоматическому уменьшению мощности двигателя.

Электронное распределение тормозного усилия (EBD) и система экстренного торможения - регулирует тормозное усилие для каждого колеса в зависимости от таких факторов, как нагрузка автомобиля, а система экстренного торможения обнаруживает экстренное торможение и применяет максимальное тормозное усилие для дальнейшего сокращения тормозного пути.

Создатели ESP (Electronic Stability Program — система динамической стабилизации автомобиля) подхватили и развили идеи, на основе которых создавались антиблокировочная система тормозов (ABS) и антипробуксовочная (ASR). Работа системы ESP напрямую связана с тормозной системой автомобиля и рулевым управлением. В случае, если система определяет признаки заноса авто по определенным причинам, она отдает команду на притормаживание колес, а также на маневрирование. Таким образом автомобиль самостоятельно выводит себя из заноса и стабилизирует положение на траектории. 

Заключение

Широкое внедрение ABS решает довольно очевидную задачу: в ситуациях, когда водитель не справляется с управлением самостоятельно или совершает вынужденные ошибки, в дело вмешивается электроника. Система ABS является свидетельством достижений в области технологий автомобильной безопасности. Предотвращая блокировку колес и сохраняя тягу, она значительно снизила количество аварий и улучшила управляемость автомобиля в критических ситуациях. Регулярное техническое обслуживание и понимание функциональности ABS вносят существенный вклад в общую безопасность на дорогах

Читайте также

Нужно ли прогревать автомобиль зимой?

В статье на Service-Eurorepar.ru мы рассмотрим вопрос о необходимости прогрева автомобиля зимой, узнаем мнение экспертов и автопроизводителей, а также дадим полезные советы по зимней эксплуатации автомобиля.

Eurorepar Car Service поздравляет вас с Новым годом!

Желаем вам лишь одного — пусть автомобиль не подводит вас, особенно в праздники. С наступающим!